В Ростовской области торможение экономики уже видно невооружённым глазом

Дата публикации: 13.05.2025 12:05

Росстат опубликовал данные о положении дел в экономике России по итогам первого квартала.

Профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич в эксклюзивном интервью donnews.ru проанализировав данные, пришла к выводу, что торможение экономики Ростовской области видно невооружённым глазом: промышленность практически не растёт, на рынке жилья кризис (но в Краснодарском крае, например, ситуация лучше), гонка зарплат замедляется.

Из интервью:

Какие прогнозы мы можем сделать на конец 2025 года? Каким будет этот год для экономики нашего региона?

— Первое: сельхозмашиностроение не восстановится. Вряд ли спрос на технику вырастет в условиях ухудшения экономического положения сельхозпроизводителей. Вот только если вдруг неплохим будет урожай 2025 года… Но пока до осени я никаких просветов не вижу.

Второе: доходы населения. Они формируются двумя опциями: первое — растут за счёт зарплаты. Если гонка зарплат замедляется, то, стало быть, темпы роста доходов будут замедляться тоже. Второе — это социальные выплаты. Ростовская область «постаревшая», поэтому две индексации пенсионерам даст какой-то дополнительный доход. Хотя, если считать честно, надо брать во внимание не среднюю инфляцию в стране, а инфляцию для бедных, поскольку пенсионеры в основном бедные. По расчётам центра макроэкономического анализа и прогнозирования Академии наук, инфляция для бедных составила в начале этого года вовсе не 10,5% март к марту, а 16% (у бедных продуктовая корзина другая: еда без алкоголя и дорогих продуктов, плюс какие-то товары по уходу и ЖКХ). И вот при таком раскладе — +16% инфляции. Стало быть, то, что государство доиндексировало пенсионерам — сначала на 7,5%, а потом до 9%, — всё равно не покрывает издержки. Пенсионеры реально беднеют.

Третий компонент социальных выплат — это пособие малоимущим семьям с детьми. Но вы же не Дагестан, у вас столько детей нет. И нарисовать столько малоимущих точно не получится. Потому что уровень бедности в Ростовской области примерно среднероссийский.

Как следствие: ожидать существенного роста доходов я бы не стала.

— В районе Новочеркасска строят особую экономическую зону. И наши власти называют её предметом гордости. Как вы думаете, эта экономическая зона способна давать какой-то реальный прирост, эффект?

— Из всех существующих в России особых экономических зон реальные успехи демонстрирует только одна Алабуга в Татарстане. Там сочетаются умение властей региона притягивать инвесторов и использование ресурсов бюджета Татарстана для расширения и развития инфраструктуры. Они недавно кредит взяли на 200 млрд рублей на развитие этой зоны. Ни у кого близко ничего похожего нет. Ну, чуток получше липецкая зона в Грязях. Все остальные будем разглядывать. Уже Счётная палата сказала, что на все дальневосточные зоны потрачено скорее больше, чем они генерят прибыли. Поэтому пусть ваши власти гордятся экономической зоной, но покажите результат.

— У нас новый губернатор Юрий Слюсарь. Скажите, региональная власть может как-то более-менее значимо повлиять на ситуацию в экономике региона или мы просто движемся в русле федеральных тенденций, но со своими нюансами?

— Мой ответ: нет. У нас есть только два региона, где мы понимаем значимость властей: это Москва с её бюджетом в 5 трлн рублей и Татарстан, которому принадлежит последняя региональная нефтяная компания «ТатНефть». Там сочетаются большие ресурсы, которыми располагает регион, и грамотная система управления. Да хоть семи пядей во лбу будет Слюсарь, в условиях сверхограниченных ресурсов вряд ли он что-то сможет.

Все новости